travel
Талгат Нурбаев: "Летать - право каждого!"

Талгат Нурбаев: "Летать - право каждого!"

8535
0

Марина Башманова

автор публикации

Денис Богачев

фотограф
Талгат Нурбаев - генеральный директор отечественной авиакомпании Air Manas.

 – Прежде всего, расскажите, как вы пришли в Аir Manas? До работы в этой компании как вы были связаны с авиасферой?

Я получил экономическое образование в Турции в 90-е годы. Юридический факультет окончил здесь, в разное время обучался на курсах повышения квалификации в других странах. Тогда было очень много нового, жизнь вносила свои коррективы, в том числе и в выбор профессии. С 1995 года я начал работать в правоохранительных органах, обеспечивающих деятельность аэропорта. С тех пор, на протяжении более двадцати лет, я так или иначе связан с авиацией. 4 года назад меня пригласили занять должность заместителя генерального директора Air Manas. С января этого года я возглавил авиакомпанию.

 – Ценовая политика авиакомпании Air Manas основана на бизнес-модели низкобюджетных авиаперелетов. Расскажите нам подробнее о так называемой модели лоукост. Чего ждать, а чего не ждать пассажирам в полете?

Эта модель у нас не так давно, но она широко применяется в Америке, Юго-Восточной Азии, Австралии, Европе. Название само за себя говорит: "низкая стоимость". Если разобрать каждую деталь такой модели авиаперевозок, можно в двух словах сказать, что стоимость билета – это стоимость буквально вашего перелета, не включая дополнительные услуги. Вы можете заблаговременно или во время своего путешествия приобрести питание на борту, напитки, дополнительный багаж, плед, подушку и так далее. Они, разумеется, тоже доступны за дополнительную плату. Но у вас всегда есть выбор заплатить только за те услуги, которыми вы пользуетесь. И не переплачивать за сервисы, которые в принципе вам не нужны в перелете, но в стандартной системе авиаперевозок они включены в стоимость вашего билета по умолчанию.  

– На каких самолетах Air Manas осуществляет свои перевозки?

На данный момент в собственности авиакомпании находятся три самолета: два B737-800 NG и один B737-400. Это очень популярный тип самолетов, представленный сегодня на авиационном рынке. Модели поколения NG, которые имеются в авиапарке Air Manas, это самые новые самолеты в Кыргызстане. В авиации принято давать воздушным судам имена. Мы сделали наши самолеты символами культуры – назвали их именами выдающихся женщин Кыргызстана – Бюбюсара, Акмарал, Айчурок.

 – Какие в Кыргызстане существуют стандарты и требования по безопасности перелетов? Насколько они соблюдаются? И как это происходит в Air manas?

В Кыргызстане существуют единые внутренние требования к осуществлению авиаперевозок, а также мы подчиняемся международным стандартам. Контроль авиаперевозок осуществляет Агентство гражданской авиации Кыргызской Республики (АГА). Это орган, регулирующий деятельность авиакомпаний Кыргызской Республики. Мы активно сотрудничаем с АГА, постоянно ведем диалог. Также Кыргызстан соблюдает требования международных авиационных организаций ИКАО, ИАТА, подчиняясь их стандартам.

 – Так интересно, что происходит в небе и как можно контролировать перемещения там. Это даже трудно представить…

Нам этого не видно, потому что самолеты летят на высоте 10 000 метров. А когда смотришь карты полетов, то видишь то же самое, что на дорогах: бесконечные потоки и даже пробки. Это совершенно другой мир. И пилоты – это особенные люди. Они контролируют одновременно протяжении всей своей карьеры учатся. Самолеты сейчас стали настолько технически оснащенными, что если аппарат получит некорректную команду, он, если можно так сказать, "пожалуется" земле, что пилот совершает неверные действия. Бортовое оборудование современных самолетов – это сложнейшие инженерные системы, выполняющие массу функций: контроль состояния судна, оценку внешней среды, реагирование на сложные погодные условия. Авиастроение развивается быстрыми темпами, сейчас даже сложно представить, какие изменения принесут новые технологии в авиацию в будущем.

 – Кыргызстанские авиаперевозчики включены в так называемый черный список Евросоюза. Что это означает? И какая ведется работа по этому вопросу?

Это означает, что Европа не хочет пускать к себе самолеты кыргызстанских авиаперевозчиков. Сейчас, чтобы добраться до любого европейского города, необходимо совершить пересадку на самолет авиакомпании, имеющей допуск летать в страны Европы. Мы работаем над тем, чтобы вывести нашу авиакомпанию из черного списка. Проявили инициативу и пригласили международных аудиторов. Мы провели большую кропотливую работу для того, чтобы доказать свое соответствие международным стандартам. В 2014 году мы стали первой кыргызстанской авиакомпанией, обладающей международным сертификатом ISO 9001:2008. Сейчас наша компания завершает процесс прохождения международного аудита IOSA. Выход из черного списка, помимо возможности полетов в европейские города, даст нам возможность следовать мировым стандартам, а также приобретать новые самолеты, которые будут более технически совершенными.

 – Как меняется авиарынок, какие приобретает новые черты?

Мировой авиарынок очень активно развивается. Идет тенденция на увеличение направлений и количества пассажиров. Также растут требования к качеству обслуживания, потому что пассажир становится требовательнее. В целом люди стали больше летать. И в нашей стране статистика динамично растет. Людям нравится летать, они понимают, что летать выгодно, удобно, быстро. Но наряду с этим случаются и трудности, на которые мы не в состоянии повлиять. Например, нашей компании очень интересно китайское направление. Но из-за печальных недавних событий, связанных с посольством Китая в КР, возникли сложности с выдачей виз, а потому туристический поток снизил свои темпы в этом направлении. Ситуация на рынке может очень стремительно поменяться в любой момент. Но тем не менее мы не прекращаем исследования, продолжаем работать. Я думаю, будет день, когда все поменяется и станет благополучно. Также с каждым годом усиливается внимание к безопасности полетов. Над этим трудятся различные международные организации. Дополняются стандарты безопасности, усиливаются требования к авиаперевозчикам. Вообще в этой сфере в мире ведется большая работа: от новейших технологических разработок до обеспечения теоретической базы в сфере авиации.

 – Какие у Air Manas связи с Pegasus airlines?

Air Manas – это самостоятельная марка, 51% акций которой принадлежит кыргызской стороне, 49% принадлежит Pegasus Airlines, одной из ведущих компаний Европы.

 – Какие регулярные рейсы и по каким направлениям производит Air Manas?

Авиакомпания Air Manas выполняет внутренние и международные рейсы. Мы совершаем перелеты в Ош, Москву, Дели, Урумчи, Стамбул. В Москву мы летаем в два аэропорта – Жуковский и Домодедово. Также мы проводим маркетинговые исследования, на основе которых разрабатываем новые направления. Мы достаточно успешно развиваем транзитный поток пассажиров. В ближайшее время мы планируем открыть рейсы в Ташкент и Пекин.

 – Какие глобальные цели вы ставите на этот год?

Приоритетная цель – выход из черного списка. Продолжать придерживаться высоких стандартов безопасности. В планах у нас рассмотрение возможности приобретения новых бортов, а также открытие новых направлений. Мы хотим развиваться в сторону Юго- Восточной Азии или Китая. Иран также в последнее время заявляет о своем потенциальном рынке.

 – Что для вас является приоритетом в деятельности авиакомпании?

Мне кажется, у любой авиакомпании приоритет – это безопасность. Для того чтобы сделать перелеты максимально безопасными, мы выполняем все внутренние и международные требования. Как я уже упоминал выше, наша компания завершает процесс прохождения международного аудита IOSA. На самом деле это большое наше достижение. Это длительный и трудоемкий процесс проверки деятельности авиакомпании. Проверяется диспетчерская служба, эксплуатация и инженерно-техническое обслуживание самолетов, бортовое и наземное обслуживание, перевозка грузов и обеспечение авиационной безопасности. Причем это не разовая проверка. Авиакомпания должна каждые два года проходить аудит, чтобы подтверждать свое соответствие международным стандартам безопасности. Наши пилоты постоянно обучаются, регулярно проходят тренировку на специальном тренажере-симуляторе. Помимо внутренних и международных требований, у нас в компании существуют свои дополнительные стандарты безопасности.

 – Что вы вкладываете в слоган: "Летать – право каждого гражданина"?

Мне кажется, это очень правильное и нужное определение. Кыргызстан – горный регион, у нас нет морского сообщения, сообщений c городами других стран, за исключением наземного транспорта и поездов по нескольким направлениям. Основное средство передвижения – автотранспорт, который отнимает много времени и ресурсов. Самое дорогое, что у нас есть – это время и здоровье. Летая, человек понимает, что экономит свое время. Мы хотим предоставить такой сервис, который был бы по карману каждому нашему гражданину, и осуществить это право летать.

 – Какой дополнительный сервис, кроме перелетов, предоставляет ваша компания?

Забронировать и купить билет можно на нашем сайте, а также через мобильное приложение. Это очень удобно и выгодно. Также мы иногда делаем приятные сюрпризы нашим пассажирам. Например, помню случай, когда командир корабля на весь салон поздравил молодоженов. Детям мы дарим подарки. Сейчас мы также работаем над специальным пакетом программ.

 – Какие используете принципы управления вашей командой? И насколько большая у вас команда?​

У нас работает более 150 человек. Я многих знаю с основания компании, знаю их характер, трудоспособность, потому что сам, можно сказать, вырос в компании. У нас очень слаженный коллектив. Мне очень комфортно здесь работать, потому что я понимаю всех, все понимают меня. Мы работаем на одной волне.

 – Ваша должность обязывает к частым перелетам? Фразу "чемоданное настроение" можно ли отнести к директору авиакомпании?

Да, обязывает, летаю я часто. Посещаю практически все направления, в которые мы осуществляем перевозки. Если в какую-либо страну у нас нет рейсов, то пользуюсь услугами наших партнеров или других авиакомпаний.

 – Вы много летаете, можете ли сравнить особенности авиаперевозчиков разных стран?

Я летал бизнес-классом разных лидирующих в мире авиакомпаний. Конечно, летать бизнес-классом всегда комфортно и приятно. Пожалуй, если сравнивать этот сегмент разных компаний, то особых отличий не будет, так как все перевозчики предоставляют высокий уровень сервиса в бизнес- классе. Могу только отметить, что авиаперевозчики Юго-Восточной Азии, Малазийские, Сингапурские авиалинии отличаются особенной восточной изысканностью в плане подачи услуг. Все у них на высшем уровне. Сейчас наблюдаю, что перевозчики СНГ тоже идут по пути улучшения сервиса.

 – Поделитесь своим самым интересным перелетом. Что вас впечатлило больше всего?

Несколько раз в моей жизни было, что я опаздывал на свой рейс, и компания мне предоставляла бизнес-класс, так как в экономклассе мои билеты были уже перепроданы. Это очень приятные моменты, когда компания идет тебе навстречу. Еще был интересный случай. Я летел из Малайзии с долгой пересадкой в Дели. Авиакомпания, узнав о моей стыковке в Дели, организовала мне в аэропорту комфортное ожидание моего рейса. Это было неожиданно и очень приятно.

 – Ваши обязательные пункты перед вылетом?​

Во-первых, убедиться, что билеты выписаны корректно, даже если у вас уже все доведено до автоматизма. Надо обязательно посмотреть дату вылета и время. Часто происходят ошибки именно в расчетах до полуночи и после полуночи. Обязательно нужно знать терминал вылета. Документы должны быть в порядке. Рекомендую днем раньше убедиться, что паспорт находится в доступном месте, заранее упаковать чемоданы, чтобы спокойно отправиться в путешествие. Если говорить о себе, то я перед рейсом стараюсь не переедать, отдохнуть, выспаться, подготовиться. Перелет весьма утомляет человека, и поэтому я посоветовал бы пить воду в дороге, чтобы помочь организму адаптировать нагрузку.

 – Какой вы хотите видеть компанию Air Manas через несколько лет? Какие технологии вы планируете внедрить и развить?

Как руководитель я бы хотел, чтобы компания Air Manas развивалась, была прибыльной, открывала больше выгодных направлений для перелетов наших граждан. Сейчас им бывает тяжело попасть в место назначения. Нужны несколько стыковок, многочасовые ожидания. Знаете, как приятно, когда видишь довольных людей, которые благодарят нас за то, что мы открыли удобный для них перелет. Я верю, что в скором времени нам удастся на деле доказать, что летать – право каждого!









«Мы сделали наши самолеты символами культуры – назвали их именами выдающихся женщин Кыргызстана – Бюбюсара, Акмарал, Айчурок»

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.
Top