travel
Данакан Адашканова: Начало пути в живописный мир красок

Данакан Адашканова: Начало пути в живописный мир красок

3315
0

Айзада Жумабекова

автор публикации
Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, первая женщина-“посол” отечественной живописи в мире искусства.

Начало пути в живописный мир красок Данакан Адашканова, сама того не сознавая, начала со школьной скамьи, в моменты, когда она не вдаваясь в сложности взрослой жизни, рисовала играючи, просто так. 
“Нередко учителя просили нарисовать разную атрибутику для уроков. Был у нас молодой практикант – он как-то посоветовал мне по окончанию школы поступить во Фрунзе, в художественное училище имени Семена Афанасьевича Чуйкова. И с того момента меня не оставляли мысли, днем и ночью грезила и думала о том, как бы попасть в это училище. Я хотела и любила рисовать, была уверена, что хочу посвятить себя именно этому и где-то в глубине знала, что у меня получится, это мое, я стану хорошим художником!" - с улыбкой вспоминает Данакан Адашканова. 
“После 10 класса посоветовалась с отцом, он был удивлен, но согласился и привез меня во Фрунзе.”
В том году, в художественное училище впервые поступали девушки – “Все провалили диктант по русскому языку, мы и пары слов на русском связать не могли! Но как первых девушек в “искусстве”, преподавательский состав нас поддержал, и мы прошли. Признаюсь, тогда впервые узнала, что такое кисть, акварель, краска! А нашими преподавателями были молодые Суймонкул Чокморов, Абдрай Осмонов, Сапар Торобеков, только закончившие ВУЗ.”
После четырех лет учебы и бессонных ночей Данакан мечтала продолжить обучение уже в Ленинграде, в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. Закончив училище на отлично, она единственная из своих однокурсников поехала поступать в Ленинград. – “Тогда на одну страну приходилось одно место, с Киргизии нас было около 8-9 человек. По части техники все шло хорошо, пока не начался диктант по русскому языку. Того что мы узнали во Фрунзе об этом языке оказалось слишком мало. И так я провалила экзамен. Родителям сказала, что прошла, не хотела расстраивать.”
Первый год она снимала квартиру, работала на почте, посещала подготовительные курсы. 
“Все свое свободное время проводила в библиотеке – читала, при чем читала все подряд. Помню, словно это было вчера: дома, которым доставляла почту, дворы, переулки. Даже камешки все еще перед глазами. Было сложно, наверное, тогда я впервые узнала жесткие реалии жизни”. После года почтовых работ, библиотечных стен и съемной квартиры пришло время второго шанса в Репинку. Но за пять дней до экзаменов она попадает в больницу с аппендицитом! Иронию судьбы она восприняла с иронией: – “Накануне экзаменов ко мне зашли друзья, и вместе мы бежали с больницы”.
Все прошло хорошо и со здоровьем, и с поступлением. По русскому языку она получила долгожданную “4”. Оставались литература и история. За день до экзаменов по литературе ей приснился сон…
“Даже сейчас вспоминая ту ночь, чувствую дрожь по телу. Мне приснился образ Татьяны из “Онегина”, как я рассказывала ее женщине в красном платье, и она поставила мне “4”. Сон рассказала подруге, соседке по комнате, она сказала чтобы я до утра сидела и учила “Онегина”. В день экзаменов сидели две женщины – одна в красном платье. В какой-то момент она позвала меня по фамилии. Мне попал вопрос: Образ Татьяны, я рассказала, дополнила биографией Пушкина, она меня похвалила, но из-за произношения поставила “4”. Дальше “История СССР”, остались я и один парень. Он был очень грамотным, вырос в русскоязычной семье, знал язык гораздо лучше меня. Ему попал вопрос, которого видимо он не знал. У меня же было “Восстание Пугачева”, я ответила, и прошла на то единственное место.
И только потом она узнала, что туда поступают будучи уже художниками, некоторые по 10-15 лет не могут покорить неприступную Репинку. И в свои 20 она на равных учится с 45 летними художниками. 
“Меня поначалу не учили, не подходили ко мне, потом видимо заметили мои способности и на 3 курсе я начала получать повышенную стипендию 75 рублей.”
Роль мастера Данакан Адашкановой в Репинке, выпала И. А Серебряному, народному художнику СССР. Он а задумчиво вспоминает: – “Настолько он переживал за нас, своих подмастерье, что во время защиты наших дипломных работ его забрала скорая, говорили, что сердце схватило”.


Переживать было из-за чего, ведь дипломную работу нашей героини – “Сбор табака” члены комиссии, (а это художники, особняком стоявшие у истоков Советской живописи: А.Мыльников, Е.Моисеенко и другие) признали превосходной. Оказалось, что работу, подобную этой, уже как двадцать лет не видели в мастерской Серебряного. Успех способен освещать и волновать и окружение своего автора – так был взволнован в тот день ее мастер, и все ее друзья ликовали от радости, от свершения, казалось бы, невозможного. Она рассказывает о том, как громко отмечали тот день, и смеется: “От чего-то, когда наши ребята рисовали портреты Ленина и Маркса, было в них что-то азиатское Странная закономерность…” 
В том году их было всего трое, окончивших Репинку с красным дипломом. “Сбор табака” обеспечил Д. Адашкановой место в аспирантуре: – “Мне тогда было 27 лет, у нас не принято, быть незамужней до подобного возраста. Аспирантура еще 4 года, и я решила вернуться домой”.
Оставленная в Ленинграде картина “Сбор табака” через 34 года, в 2012 году, наконец вернулась в родной край и пополнила Золотой Фонд Национального музея. “Было чувство, словно мой ребенок после долгих странствий вернулся ко мне”, – говорит автор, прикладывая руки к груди. Оказывается, на этом знаменитом полотне изображена ее семья.
1978 год. На выставке, приуроченной к столетнему юбилею города Фрунзе, Данакан Адашканова выставила две свои работы: автопортрет и натюрморт.
На начало выставки Данакан пришла с опозданием, и увидела, что возле ее картин собралось немало людей, а среди них – сам Семен Афанасьевич Чуйков. Он встретил ее со словами: – “А вот и автор пришел” – обращаясь к жене – “Женя, я же говорил, что надо дождаться”. Данакан улыбается и говорит, что тогда в первый и единственный раз в жизни видела его вживую. Тогда и были произнесены те слова восторга и признания таланта, уговоривших на ответное обещание в плотную заняться портретной живописью. А соседний натюрморт, словно волей судьбы, позднее был украден. 
По возращению во Фрунзе она узнала, что и здесь открылось отделение аспирантуры. По приглашению начала работать и обучаться в мастерской Гапара Айтиева. До 1992 года работала преподавателем в родном художественном училище имени Чуйкова. 
Кисть Адашкановой рождала множество мастерских работ, которые ушли в частные коллекции. Ибо, как с грустью отмечает сама художник, современная живопись, да и сама культура в стране переживают не самые лучшие времена. “Раньше картины покупали музеи, чтобы выставлять у себя, и ценители могли знакомиться с работами наших художников. Многие молодые художники, стараясь понравиться покупателям, теряют свой индивидуальный почерк. Я всегда рисовала, потому что я это люблю и рисую так, как я это вижу и так, как я этого хочу.” 
На вопрос, о чем сейчас мечтает душа художника? Отвечает быстро: “Сосредоточенности мыслей, временами хочется просто побыть наедине с природой. В последнее время муж упрекает меня в лени, говорит, что раньше я легко умудрялась рисовать с грудным ребенком на руке. Годы были другие”, улыбается.
На палитре она выбирает светлые оттенки, а изображать предпочитает красоту и правду. Говорит, что не тянет ее к темным краскам. Ее работы никому ничего не доказывают. Ее работы просты и самодостаточны, отражая безмятежность и красоту самой истины. Ведь это и есть возвышенное чистое искусство!
Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родилась 20 марта 1951 года в селе Сары-Камыш Кара-Кульджинского района Ошской области.
В 1971 году окончила Фрунзенское художественное училище им. Чуйкова, затем в 1978 году – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина И.Е., факультет живописи, мастерские И.А. Серебряного и Б.М. Лавренко.
В 1979-1981 гг. обучалась в творческой мастерской при Академии художеств СССР под руководством члена-корреспондента Академии художеств СССР народного художника СССР Айтиева Г.А.
С 1978-1992 гг. работала преподавателем живописи, композиции и рисунка Фрунзенского художественного училища им. Чуйкова С. А.
С 1988 года – член Союза художников CCCР и Кыргызской Республики.
Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Айтиева Г.А. и музеях стран СНГ (г. Алупка, г. Магнитогорск, г. Санкт-Петербург), а также в частных коллекциях в Канаде, Германии, Турции, Голландии, Японии, Венгрии, Литвы, Италии, США и других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОР ЗНАМЕНИТОГО ПОЛОТНА “CБОР ТАБАКА”, ВЗБУДОРАЖИВШЕГО ИМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКОВ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ВОСХИЩАЮЩЕЕ ЗНАТОКОВ ВЫСОКОГО ПО СЕЙ ДЕНЬ.














 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 “СБОР ТАБАКА” 1978 год

Читайте также:

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.

Что ещё обсуждают:

Top