travel
Сакральный стиль:  Карл Теодор Дрейер

Сакральный стиль: Карл Теодор Дрейер

851
0

Касым Орозбаев

автор публикации
С МОМЕНТА СВОЕГО ПОЯВЛЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФ СУЩЕСТВОВАЛ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ. ОДНАКО ВСЕГДА НАХОДИЛИСЬ И, К СЧАСТЬЮ, НАХОДЯТСЯ КИНЕМАТОГРАФИСТЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫХОДИТ ДАЛЕКО ЗА РАМКИ ПРОСТОЙ ОБМАНКИ. БЛАГОДАРЯ ТАКИМ ЛЮДЯМ СТАЛО ОЧЕВИДНО, ЧТО КИНО – ЭТО ОСОБЫЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК, ОБЛАДАЮЩИЙ СОБСТВЕННОЙ СТРУКТУРОЙ И ПОЭТИКОЙ. ЯЗЫК, НА КОТОРОМ МОЖНО ГОВОРИТЬ КАК О НИЗКОМ, ТАК И О ВОЗВЫШЕННОМ. И ЕСЛИ НИЗКИЙ ЖАНР РАЗВИВАЛСЯ СИЛАМИ ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЕЙ КИНО, ТО ФЕНОМЕН ВОЗВЫШЕННОГО ОБЯЗАН СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ НА ЭКРАНЕ СОВСЕМ НЕБОЛЬШОМУ КРУГУ РЕЖИССЕРОВ. ОДНИМ ИЗ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ КАРЛ ТЕОДОР ДРЕЙЕР.

ДЕТСТВО БЕЗ ДЕТСТВА
Карл Теодор Дрейер родился 3 февраля 1889 года в Копенгагене при весьма печальных обстоятельствах. Биологическая мать погибла при неудачной попытке совершить аборт, так как ребенок был внебрачным. Отец, разумеется, сразу же отказался от младенца, определив его в приют. После нескольких лет жизни в приюте маленький Карл Теодор был усыновлен семьей, в которой царили строгие лютеранские правила. Столь драматичное появление на свет, равно как и детство, проведенное в суровой протестантской атмосфере, определенно повлияли на мироощущение Дрейера, на то, что позже трансформируется в неповторимый стиль его фильмов. 
В возрасте 18 лет Карл Теодор, окончив гимназию, был вынужден покинуть семью, так как приемные родители недвусмысленно намекнули юноше, что пора бы отработать все средства, что были потрачены на его воспитание. Особым цинизмом поражает наличие специального журнала, где 18 лет подряд велся учет расходов, и сумма долга была прописана с точностью до эре. Покинув приемную семью, Дрейер зарабатывает на жизнь журналистикой и театральной критикой. В возрасте 23 лет попадает на датскую киностудию "Нордиск", где начинает работать редактором фильмов, а позже  – и сценаристом. Почти все фильмы, снимаемые 
тогда на "Нордиске", проходили через редактуру Дрейера. Сам режиссер позже говорил, что это была для него лучшая школа. 


В 1917 году Дрейер, зарекомендовавший себя на киностудии как прекрасный сценарист, начинает съемки фильма "Президент" – своего режиссерского дебюта. Спустя два года картина вышла на экраны. В случае с Дрейером дебютный фильм совсем не является показательным и почти ничего не говорит о том, в каком направлении будет двигаться режиссер в дальнейшем. Но на некоторые пункты всё-таки стоит обратить внимание. Главный из них – это стиль. Именно выверенный, доведенный до абсолюта, стиль позже позволит Дрейеру раскрывать в своих фильмах сюжеты, весьма далекие от обыденности. Уже в "Президенте" мы видим выкрашенные в белый цвет стены, небольшое количество реквизита, неброскую манеру игры актеров.
В 1920 году Дрейер выпускает фильм «Вдова пастора». Как и в случае с "Президентом", нас интересует не столько сюжет, сколько те стилистические тонкости, которые спустя много лет сформируют уникальный почерк Дрейера. Во "Вдове пастора", например, можно увидеть сцены, намеренно снятые в каменном доме 17 века (тогда как все фильмы в то время снимались исключительно в павильонах). 

КАМЕРНЫЙ СТИЛЬ
В течение последующих двух лет Дрейер снимает сразу три фильма: "Страницы из книги Сатаны", "Возлюби ближнего своего" и "Однажды". Наиболее примечательный из них – "Страницы из книги Сатаны". Находясь под большим впечатлением от картины Дэвида Гриффита "Нетерпимость", Дрейер придал своему сценарию схожую структуру: в фильме рассказываются 4 разбросанные во времени и пространстве истории, связанные одним персонажем – Сатаной. Будучи обреченным Господом на вечные муки, Сатана против своей воли обязан искушать и подталкивать людей к предательству. Каждый, кто подвергнется искушению, усугубит грех Сатаны. Каждый, кто выдержит и сохранит честь, облегчит участь Сатаны. "Страницы из книги Сатаны" – первый фильм Дрейера, в котором религиозная тематика является определяющей. Забегая вперед, следует отметить, что все главные фильмы Дрейера являются таковыми. 
Однако в фильмографии Дрейера есть картины и совсем другого толка. Так, после "Страниц…" последовало сразу два фильма, снятых в стиле каммершпиль. Это "Михаэль" и "Почитай жену свою". Каммершпиль (камерный стиль) пришел в кино из театра, где зародился как ответ на пышные барочные постановки конца XIX века. Для каммершпиля характерны: тонкий психологизм, отход от тяжеловесных декораций, лаконичность форм, сдержанная игра актеров, сюжеты из реальной обыденной жизни. Мы упомянули о том, как важна религиозная составляющая для творчества Дрейера, однако это совсем не умаляет роли каммершпиля. Более того, именно их синтез и дал тот результат, который был бы невозможен по отдельности. 
К 1927 году Карл Теодор Дрейер, при всем уважении, был лишь просто очень крепким профессионалом, чья известность едва ли выходила за пределы Европы. Некоторый успех, который "Страницы из книги Сатаны" имели во Франции, поспособствовал тому, что Дрейеру поступило предложение снять фильм об одной из предложенных исторических личностей – Жанне д’Арк, Марии Антуанетте или Екатерине Медичи. Дрейер выбрал историю Жанны д’Арк. В архиве были найдены протоколы со всех слушаний по делу Орлеанской девы, которые и легли в основу сценария. 


ЛИК СВЯТОЙ
Как это часто бывает в культуре, шедевр возник как бы из ниоткуда. Да, конечно, есть какая-то эволюция, предыстория, но она с равным успехом могла бы продолжаться в виде постепенного 
развития, тогда как выдающееся произведение искусства – это всегда вспышка, резкий взлет. В 1928 году на экраны вышла картина "Страсти Жанны д’Арк" – шедевр немого периода кино, – в одночасье сделавшая Карла Теодора Дрейера режиссером мирового масштаба. Можно сказать, что все предыдущие фильмы Дрейера нас интересовали лишь постольку, поскольку в них содержались зерна, давшие столь богатые плоды в "Жанне д’Арк" и последующих фильмах Дрейера.        
"Жанна д’Арк" представляет собой детальную реконструкцию судебного процесса и, собственно, самой казни. Основной акцент сделан именно на том, что Жанна д’Арк не отступает от своей веры. Даже в самый трудный час она продолжает свято верить, отчего смерть уже не кажется такой страшной. Почти весь фильм построен на крупных планах. Для того чтобы глаз зрителя не отвлекался от лиц действующих персонажей, стены выкрашены в белый цвет. Две трети фильма зритель просто наблюдает крупный план лица Жанны д’Арк. Оказалось, что нет необходимости писать диалоги и разыгрывать сцены для того, чтобы отобразить на экране какие-то внутренние перипетии, смятение, воодушевление и т.д. Всё отображается на лице Жанны д’Арк. В этом и состоит гениальная простота стиля Дрейера: мы видим что-то очень простое, часто статичное, бесцветное, скучное, но внутри, по ту сторону экрана, происходит нечто грандиозное. В этом подлинная религиозность фильмов Дрейера. Просто взять за основу религиозный мотив недостаточно – это часто ведет к профанации, к опустошению. Именно поэтому необходимо всегда спрашивать не "о чем фильм?", а "как он сделан?". 
Роль Жанны д’Арк исполнила театральная актриса Мария Фальконетти, до этого ни разу не снимавшаяся в кино. Ради роли Мария согласилась состричь волосы (эти кадры есть в фильме). То, как Фальконетти сыграла Жанну д’Арк – вершина того подхода к актерскому мастерству, что исповедовал Дрейер. Режиссер считал, что нельзя навязывать манеру игры извне. Актер сам должен найти нужный путь, задействовав свой внутренний ресурс. Мария Фальконетти так сжилась с мыслью, что она Жанна д’Арк, что на время потеряла связь с окружающей действительностью. После «Жанны д’Арк» Фальконетти больше не снялась ни в одном фильме, поскольку до конца жизни ощущала, что продолжает играть роль Жанны д’Арк. Есть среди  актеров, сыгравших в фильме, и еще одна примечательная фигура – Антонен Арто. Арто является одним из 5 главных реформаторов европейского театра наряду со Станиславским, Мейерхольдом, Брехтом и Гротовски. 

DIES IRAE
После "Жанны д’Арк" Дрейер стал снимать гораздо реже, но если снимал, то это всегда было событие. Появились проблемы с финансированием, поскольку простой зритель плохо воспринял "Жанну д’Арк", а продюсеры не хотели вкладываться в рискованные проекты. Спустя 4 года, в 1932 году Дрейер снимает свой первый звуковой фильм "Вампир". Единственный фильм Дрейера, снятый в стиле экспрессионизма. В отличие от каммершпиля, экспрессионизм не предполагает никакой психологии, никакой внутренней жизни. Все черты и свойства выражены через внешнее, формальное. Так, например, о характере персонажа больше всего говорят его пластика, одежда, нежели какие-то поступки. Атмосфера задается при помощи искаженных декораций, нарушенного освещения, сильного тумана. Экспрессионизм, по правде говоря, очень опасный жанр – в нем легко уйти в гротеск, но Дрейер и здесь проявляет себя выдающимся стилистом и создает, пожалуй, самый изящный фильм на тему вампиров.
После "Вампира" в творчестве Дрейера наступает длительная пауза. Французская компания, с которой было достигнуто соглашение на 7 фильмов, разоряется. Дрейер возвращается в Данию, начинает готовить сценарий об Иисусе из Назарета. В 1939 году начинается война, Дания попадает в оккупацию. Как это ни парадоксально, но именно в оккупации Дрейеру удается найти возможность снять свой следующий фильм. 
"День Гнева" выходит в 1943 году. Фильм повествует о событиях 1623 года, периоде «охоты на ведьм». Новоиспеченная жена священника, сама того не подозревая, оказывается колдуньей. И желая смерти своему мужу, она даже и не догадывается, что обладает страшным даром навлекать на людей смерть. В конце концов несчастная вынуждена принять смерть на костре. После экспрессионистского эксперимента в "Вампире" Дрейер возвращается к своей основной линии – синтезу каммершпиля и возвышенного стиля. Снова очень активно используется крупный план женского лица. На этот раз это жена священника – колдунья. Но ведь сама она ничего не знает о своих скрытых способностях. И лишь только поблескивающий огонек в глазах дает нам понять, на что способен этот взгляд. Примечательно, что Дрейер не идет по пути прямолинейного осуждения даже такого греха, как убийство путем колдовства. Напротив, эта скрытая способность убивать взглядом является врожденной, обусловленной первородным грехом человека. И из всех персонажей фильма ответственность за это падает именно на того, кто искренне любит. Ведь и смерти мужу она желает 
не со зла, а просто от бессилия. И она не просто принимает эту ответственность, а идет с ней на костер. Вот еще одно важное свойство фильмов Дрейера: религия в них – не плоский, двумерный свод правил и законов, а живая, текучая, изменяющаяся материя. Будучи убежденным христианином, Дрейер изнутри христианства критикует ту схоластику, ту твердолобость, те предрассудки, что накопились за 2000-летнюю историю. Апогеем такой ревизии христианской теории стал следующий фильм "Слово". Следует отметить, что за 23 года, с 1932 по 1955 гг., Дрейеру удалось снять всего один фильм. 


CREDO QUIA ABSURDUM
"Слово" было снято в 1955 году по одноименной пьесе Кая Мунка 1925 года. Сюжет этого фильма следует рассмотреть особым образом. Лента повествует о семействе Борген. Глава семьи Мортен проповедует так называемое "веселое" христианство. Он радуется каждому дню, благодарит за это Бога и живет, не зная бед. У Мортена трое сыновей: старший Миккел счастлив в браке со своей женой Ингер и к религии относится весьма формально. Младший Андерс мечтает жениться на дочери портного, однако этому мешает тот факт, что сам портной исповедует "грустное" христианство (жизнь изначально он принимает греховной и каждый день молит Бога о пощаде) и никогда не отдаст свою дочь замуж за сына Мортена. Но самый главный персонаж фильма – это средний сын йоханнес. Будучи студентом богословского факультета, йоханнес знакомится с творчеством датского религиозного философа Сёрена Кьеркегора. Здесь следует немного остановиться на творчестве Кьеркегора, так как без этого будет упущен весь пафос фильма Дрейера. 
Сёрен Обю Кьеркегор (1813 – 1855) в своем классическом труде "Страх и трепет" описал три стадии развития человеческой личности: 1) эстетическая (получение удовольствия от жизни); 2) этическая (следование в жизни определенным правилам, стремление к истине); 3) религиозная (слепая иррациональная вера в Бога). Все дело в том, что почти все правоверные христиане, по мнению Кьеркегора, находятся на 2-ой стадии, поскольку это люди, крещенные при рождении, находящиеся в определенной традиции, выполняющие некий обряд. Так, все персонажи фильма "Слово", кроме йоханнеса, находятся на 2-ой стадии. Для них религия – это этика. Тогда кто же находится на 3-ей стадии развития? На высшей, 3-ей стадии развития, согласно Кьеркегору, находятся Рыцари Веры – люди, чья вера в Бога слепа и необъяснима. Они верят в Бога без какойлибо причины. Они верят просто так. Как говорил Тертуллиан: "Верю, ибо абсурдно!". Кьеркегор пишет, что среди своих современников он таких людей не знает, но вот в истории они были. Например, ветхозаветный Авраам. Сначала Бог дал Аврааму сына, а затем потребовал обратно. И, как пишет Кьеркегор, агнец был послан только потому, что Авраам был полностью готов убить сына, ибо вера его была безгранична. Авраам не рассуждал в категориях логики. И самое главное, Авраам просто верил в Бога, а не в то, что в последнюю секунду Бог пошлет агнца.
Вернемся к "Слову". Средний сын Йоханнес, испытав сильное влияние философии Кьеркегора, тронулся рассудком и всерьез решил, будто является Иисусом Христом. Семья пытается всячески прятать йоханнеса от посторонних, поскольку тот постоянно обрушивается на людей с обвинениями в безверии и лицемерии. Не стал исключением и новый священник. Миккел и Ингер, уже имеющие 2-х дочерей, ждут долгожданного мальчика. Однако происходит выкидыш и Ингер умирает. Готовятся похороны. йоханнес говорит, что может воскресить Ингер, если ему поверят. 
Никто не слушает Йоханнеса, кроме младшей дочери Миккела и Ингер. Она просит йоханнеса воскресить мать и говорит, что верит в это, так как прочла об этом в Библии. В день похорон йоханнес вместе с дочерью Ингер подходит к открытому гробу и приказывает Ингер воскреснуть. И … Ингер воскресает. Здесь следует понять одну простую вещь: это не сценарная уловка, мол, на самом деле она была жива и т.д. Это "самое настоящее" воскрешение. Сначала Ингер мертва. Потом Ингер жива. Ведь Лазарь не притворялся мертвым – он был мертв на самом деле, а затем он ожил опять же на самом деле. Так устроен художественный мир Дрейера. Логика в нем – ничто, вера – всё. И истинные верующие у Дрейера – это не те, кто думают, что они верят, и даже не те, кто верят, что они верят. А те, кто просто верят. Слепо, бесцельно, безнадежно. Верят, ибо абсурдно… 
Дрейер скончался в 1969 году в возрасте 79 лет в Копенгагене, оставив миру сразу несколько шедевров кинематографа. 

 

 

ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ФИЛЬМОВ ДРЕЙЕРА:  РЕЛИГИЯ В НИХ – НЕ ПЛОСКИЙ, ДВУМЕРНЫЙ СВОД ПРАВИЛ И ЗАКОНОВ, А ЖИВАЯ, ТЕКУЧАЯ, ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ МАТЕРИЯ. 











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОСЛЕ  "ЖАННЫ Д’АРК" ФАЛЬКОНЕТТИ БОЛЬШЕ НЕ СНЯЛАСЬ НИ  В ОДНОМ ФИЛЬМЕ, ПОСКОЛЬКУ ДО КОНЦА ЖИЗНИ ОЩУЩАЛА, ЧТО ПРОДОЛЖАЕТ ИГРАТЬ РОЛЬ ЖАННЫ Д’АРК.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СНАЧАЛА ИНГЕР МЕРТВА. ПОТОМ ИНГЕР ЖИВА. ВЕДЬ ЛАЗАРЬ НЕ ПРИТВОРЯЛСЯ МЕРТВЫМ – ОН БЫЛ МЕРТВ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ЗАТЕМ ОН ОЖИЛ ОПЯТЬ ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ. ТАК УСТРОЕН ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДРЕЙЕРА.  ЛОГИКА В НЕМ НИЧТО,  ВЕРА – ВСЁ.












 

Читайте также:

  • ВАЛЕРИЯ ГАЙ ГЕРМАНИКА
    875
    0

    ВАЛЕРИЯ ГАЙ ГЕРМАНИКА

    Для чего люди ходят в кино? Конечно, ответ напрашивается сам с собой – посмотреть на огромном экране как суперкары, обгоняя друг друга, несутся на огромной скорости, сшибая все на своем пути. Или как огромные роботы уничтожают друг друга, заодно стирая с лица земли пару-тройку кварталов. Никто не станет спорить, что голливудские блокбастеры привлекают внимание, и люди всегда будут иметь к ним интерес. Но ведь есть и другая сторона кинематографа. В ней свои герои, свои звезды и свои законы. Сегодня мы познакомим вас с одной из “темных лошадок” другого кино.

  • Розетта Айтматова: О профессии, семье  и просто  о жизни.
    4261
    0

    Розетта Айтматова: О профессии, семье и просто о жизни.

    Педагог, кандидат физико-математических наук.

  • КИНО О КИНО
    439
    0

    КИНО О КИНО

    Кинематографисты всегда, даже занимаясь только коммерческими проектами, помнят о том, что кроме конкретных фильмов есть кино высшей пробы, кино как искусство. История кинематографа знает целое направление – кино о кино, когда режиссеры размышляют о его природе, сущности, технике. FEMME решил опубликовать список великих фильмов о киноискусстве, дабы почтить их память и приобщить к ним любителей кино.

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.
Top