travel
СТАРАЯ ГВАРДИЯ

СТАРАЯ ГВАРДИЯ

1862
0

Тариель Малашев

автор публикации
КОНЕЧНО, НЕ БЫЛО ТОГДА, В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА, ДА ЕЩЕ И В КИРГИЗСКОЙ ССР, ПОНЯТИЯ «ШОУБИЗНЕС», НО СЕЙЧАС ДЛЯ ВСЕХ, ВСТРЕТИВШИХ МИЛЛЕНИУМ, ТАКИЕ ПРОФЕССИИ КАК АКТЕР, РЕЖИССЕР, ПЕВЕЦ ОБЯЗАТЕЛЬНО АССОЦИИРУЮТСЯ ИМЕННО С ЭТОЙ СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВСПОМИНАЯ УШЕДШИХ В ИСТОРИЮ НАШИХ ВЕЛИКИХ АРТИСТОВ И РЕЖИССЕРОВ, МОЖНО ТОЛЬКО ПРЕДСТАВИТЬ, КАК ОНИ УКРАСИЛИ БЫ НЫНЕШНИЙ КИНЕМАТОГРАФ И СЦЕНУ, КАКИХ БЫ ВЫСОТ ДОСТИГЛА НАША ИНДУСТРИЯ ШОУ-БИЗНЕСА.

СУЙМЕНКУЛ ЧОКМОРОВ

АКТЕР

«Мужественный человек» – сказал Мар Байджиев про Суйменкула Чокморова. Всю жизнь пройдя с тяжелой болезнью, он оставил глубокий след в истории и сердцах людей, наших соотечественников и не только. Ведь он был Народным артистом СССР, известным деятелем культуры далеко за пределами своей Родины. Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Чуйской области Киргизской ССР. Детство его приходилось на тяжелые военные годы. Почти до совершеннолетия он был прикован к постели: «Болезнь началась, когда я учился в третьем классе, а в четвертом меня уже так прихватило, что думал: все, конец. Стал буквально калекой. Рукиноги стянуло в суставах, от каждого движения больно было. Школу пришлось бросить. Скверно было, даже жить не хотелось...» - вспоминает актер свои годы болезни. Но, к счастью, Суйменкул сумел побороть свой недуг, встать на ноги,  и, занявшись спортом, укрепить свое тело и разум для будущих побед. Еще в то время, когда болезнь не позволяла ходить в школу, он загорелся желанием рисовать. Лежа дома у своего брата Намырбека, маленький Суйменкул был впечатлен картиной Делакруа «Охота на львов» и решил поехать во Фрунзе, поступить в художественное училище. Будучи студентом Ленинградской Академии художеств, он получил курсовое задание скопировать в «Эрмитаже» «Охоту на львов». Так Суйменкул Чокморов стал художником, реализовывавшим свой талант к рисованию. Вернувшись во Фрунзе, Суйменкул писал портрет народного сказителя Саякбая Каралаева, благодаря которому он познакомился с режиссером Болотом Шамшиевым, который в то время снимал документальный фильм о великом манасчи. Впоследствии Суйменкул был приглашен на главную роль в картине «Выстрел на перевале Караш» 1969 года, которая была дебютом Шамшиева в игровом кино. Уже в своей первой роли в кино Суйменкул Чокморов проявил незаурядные способности, высокий творческий потенциал и большой талант. Его умение передавать тончайшие движения души своего персонажа помогло завоевать многие тысячи сердец своих поклонников. Благодаря ролям в таких фильмах, как «Лютый», «Чрезвычайный комиссар», «Дерсу Узала», «Улан», «Алые маки Иссык-Куля», «Седьмая пуля», «Поклонись огню» Суйменкул Чокморов стал широко известным актером в отечественном и мировом кино и стал единственным артистом СССР, награжденным четырьмя дипломами на кинофестивалях за лучшие роли. Как самый популярный киноактер, он был удостоен чести представлять советское кино во многих зарубежных государствах, в Европе, Азии, Африке, Японии. Снимаясь в фильмах по произведениям Чингиза Айтматова, Чокморов получил новое амплуа лирического героя, которое и по сей день с теплом вспоминается зрителю по картинам «Красное яблоко», «Джамиля», «Ранние журавли» и др. Портрет Суйменкула Чокморова можно увидеть на кыргызской банкноте достоинством в пять тысяч. И это не зря, ведь такой человек как он поистине более чем заслуживает такого памятника, где он может жить среди своего народа, всегда быть с ним в горести и радости, напоминая новым поколениям об их ушедших великих соотечественниках.

ТОЛОМУШ ОКЕЕВ

КИНОРЕЖИССЕР

Трудно найти человека, которого в довольно молодом возрасте накрыла волна всеобщей любви и восторженности, и который выстоял под этим натиском тотального внимания к своей персоне, не уподобившись многим другим творцам, поломавшимся, ставшими надменными, бездарными декламаторами прописных истин. Известный кыргызский кинорежиссер, Народный артист СССР, Заслуженный деятель культуры Киргизской ССР, Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за режиссуру», Лауреат Государственной премии Киргизской ССР и адресат многих других званий и наград Толомуш Океев родился 11 сентября 1935 года в селе Боконбаево Иссык-Кульской области Кыргызской Республики. Окончив Ленинградский институт киноинженеров в 1958 году, Толомуш Океев работал звукооператором в киностудии «Киргизфильм». В 1966 году окончил Высшие Режиссерские Курсы ВГИК. Работал над звуком в фильмах «Операция «Ы», «Зной», «Улица космонавтов». Режиссировал и ставил игровые и документальные фильмы.
«Поэт экрана» – так Толомуша Океева называли за его художественный талант, способность создавать картины с сильной нравственной стороной. Он снимал фильмы, которые потрясали весь мир своей художественной убедительностью, которые называли «кыргызским чудом». Почти все его картины награждены призами престижных кинофестивалей. Фильм «Лютый» вошел в номинацию Оскара, и был включен в «Золотую сотню» российских и советских фильмов вместе с еще одним его шедевром «Небо нашего детства» московскими критиками. Всем и каждому, должно быть, известны его картины: «Красное яблоко» с Суйменкулом Чокморовым, «Улан» с Советбеком Джумадыловым, «Поклонись Огню» с Таттыбюбю Турсунбаевой. Эти и другие фильмы – произведения искусства, плоды его бескрайней любви к кыргызскому народу, его вклад в духовное развитие всего человечества. Толомуш Океев, путешествуя по миру, бывал в разных местах, но всегда, вспоминая родные места, свое детство, юрты, лошадей и белоснежные макушки гор АлаТоо, тянулся к берегам голубого Иссык-Куля…

БУЛАТ МИНЖИЛКИЕВ

ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ

Булат Минжилкиев – родившийся 23 апреля 1940 года, был великим кыргызским оперным певцом, прошедшим стажировку в знаменитом Миланском театре «La Scala», заслужившим звание Народного артиста СССР уже в тридцать шесть лет. Его глубокий, насыщенный бас считался одним из редчайших голосов в оперном искусстве, и вкупе с замечательной артистичностью Булат Минжилкиев завоевал мировое признание и любовь тысяч поклонников. Он был самобытным исполнителем с великолепной музыкальностью и выразительностью сценического повествования. Редко кто мог донести в своем искусстве столь богатую палитру музыкальных красок и создать атмосферу, где оживал мир его героев. Петь молодого Булата потянуло еще в детстве, когда он жил у своей бабушки на Иссык-Куле, в селе Ак-Кочкор. До переезда в село Булат жил со своими родителями во Фрунзе, где он и родился. Родители его работали, шла война, поэтому они посчитали правильным отправить сына подальше от военной суеты. Там, среди гор, которые были его молчаливыми слушателями, Булат пел, подражая акынам и манасчи, обо всем, что видел вокруг. Позже, начав учебу в селе, он снова вернулся к родителям во Фрунзе. Учился он в мужской школе №6, жил на пересечении улиц Дунганской (ныне Киевская) и Дзержинского. Окончив среднюю школу в 1957, Булат, вопреки желанию отца, чтобы тот стал геологом, как и он сам, поступил в хоровую студию при Кыргызском театре оперы и балета. Так началась длительная эпоха учения Булата Минжилкиева, которая длилась двенадцать лет. После студии он поступил в Ташкентскую консерваторию на учебу к педагогу Коленковой. В 1968 году Булат стал стажёром в ранее упомянутом прославленном «La Scala», где брал уроки вокала у знаменитых маэстро Мерлини и Барра. Взлет к вершинам славы был весьма стремительным. Булат Минжилкиев стал солистом оперного театра, в том же 1968 грандиозно выступил на «Всесоюзном фестивале молодых оперных певцов», в 1973 он уже был лауреатом двух международных конкурсов, а в 1976 получил высокое звание Народного артиста Советского Союза. Репертуар Минжилкиева был обширен. Кроме партий в таких произведениях, как: «Манас», «Русалка», «Борис Годунов», «Пётр Первый», «Мефистофель», «Риголетто», «Дон Карлос», «Кармен», «Война и мир» и др., Булат Минжилкиев  также пел романсы Чайковского, Глинки, Свиридова и эстрадные песни. Его искренне уважали и любили его преданные поклонники, и те, кому посчастливилось работать вместе с ним, соприкасаться в быту. Он никогда не позволял себе, несмотря на свою известность, ни высокомерия, ни капризов, ни чего-либо другого, что могло бы отторгнуть от него людей. Его имя вошло в историю, его голос будет звучать еще многие года в сердцах тех, кто его слышал, его труд во имя искусства не будет забыт, пока есть те, кто может помнить.

САБИРА КУМУШАЛИЕВА

АКТРИСА

Родилась великая актриса в селе Токолдош Фрунзенской области Киргизской ССР в 1917 году 19 марта. Окончив Фрунзенский педагогический техникум, в 1932–1934 годах работала учительницей в начальной школе, а в 1934-м стала актрисой Киргизского драматического театра. В кино начала сниматься с 1966 года. Придя в театр в совсем юном возрасте, Сабира Кумушалиева встретила на своем пути Муратбека Рыскулова, Народного артиста Кыргызстана, который стал ее мужем, и с которым она не расставалась до конца его дней. У них было четверо детей – две дочери, Асылкуль и Нуржамал, и два сына, Искен и Бактыбек. Сабира эже или апа, как называли актрису любящие поклонники ее творчества и коллеги, являлась одним из основателей профессионального театрального искусства Кыргызстана. Она являлась также одним из основоположников Кыргызского детского театра. Многие годы, по причине своей миниатюрной фигуры, она играла в детских фильмах детей, позже, играла мальчишек. В зрелом возрасте Сабира Кумушалиева в основном играла роли пожилых женщин. В пример можно привести ее роль в фильме «Белый пароход» по мотивам произведения Чингиза Айтматова. – Жить без театра не могла, – говорит известный сценарист и драматург Мар Байджиев,  – Даже если у нее не было роли в спектакле, она приходила в театр и вытребывала себе место хотя бы в массовке. Своим замечательным прямым характером Сабира Кумушалиева оказывала очень большое влияние на молодежь, всегда заботилась о том, чтобы театр был на 
высоком профессиональном уровне. Могла отругать, невзирая на «творческие погоны» и рядового актера, и уже заработавшего звание Народного артиста, но всегда с единственной целью, чтобы театр расцветал и улучшался, будучи честным, самоотверженным, истинным патриотом отечественного театра и кино. К ней прислушивались и считались особенно в вопросах не только касательно художественных, но и морально-этических проблем, которые всегда актуальны в любом творческом коллективе. Ее величие было в том, что она никогда не играла одну большую роль, но в ролях очень коротких, характерных она показывала непревзойденное мастерство. Она из тех актеров, которых можно сравнить с бегунами на короткие дистанции. Она могла сыграть и скупую старуху, и добрую мать, и вообще кого угодно. Ее скрипучий голос, фактурная внешность очень достоверно создавали образ кыргызской женщины ее возраста. Она почти никогда не гримировалась, только накладывала тон и на сцену, так как все у нее было «на месте». Удивительное в ней было и то, что она все схватывала на лету, вживалась в образ, стоило ей только понять, прочувствовать того человека, кого она собиралась играть. Сабира Кумушалиева была награждена множеством званий, орденов, медалей и грамот, в числе которых есть и высокое звание Народного артиста Кыргызстана. Последней в ее жизни наградой, полученной, вне сомнений, достойно и заслуженно, была высшая степень отличия Герой Кыргызской Республики – особый знак «Ак-Шумкар».

 

 

 

 
 
ЧОКМОРОВ ПОЛУЧИЛ НОВОЕ АМПЛУА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ, КОТОРОЕ И ПО СЕЙ ДЕНЬ С ТЕПЛОМ ВСПОМИНАЕТСЯ ЗРИТЕЛЮ ПО КАРТИНАМ «КРАСНОЕ ЯБЛОКО», «ДЖАМИЛЯ», «РАННИЕ ЖУРАВЛИ»










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПОЭТ ЭКРАНА» – ТАК ТОЛОМУША ОКЕЕВА НАЗЫВАЛИ ЗА ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТАЛАНТ, СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ КАРТИНЫ С СИЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ СТОРОНОЙ. 











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1968 ГОДУ БУЛАТ СТАЛ СТАЖЁРОМ В «LA SCALA», ГДЕ БРАЛ УРОКИ ВОКАЛА У ЗНАМЕНИТЫХ МАЭСТРО МЕРЛИНИ И БАРРА.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕСМОТРЯ НИ НА КАКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ, КОТОРЫХ НА ЕЕ ПУТИ БЫЛО НЕМАЛО, ОНА ВСЮ ЖИЗНЬ ОТДАЛА ТЕАТРУ, ГДЕ САМОЗАБВЕННО ТРУДИЛАСЬ ВО БЛАГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА. 











 

Читайте также:

  • ЦЕЛИТЕЛЬ  УИЛЬЯМС
    451
    0

    ЦЕЛИТЕЛЬ УИЛЬЯМС

    Родился в 1951 году в Чикаго. Были проблемы с алкоголем, наркотиками. После смерти друга Джона Белуши от передозировки, завязал. В 2006 году лечился снова. Дв а брака, три ребенка. Любил компьютерные игры. Выступал против войны в Ираке. Обожал велосипедную езду. Был фанатом сериала «Startrek». Умер 11 августа 2014 года.

  • ЖАМАЛ СЕЙДАКМАТОВА: Песню надо петь ту, которую твоя душа поёт.
    1292
    0

    ЖАМАЛ СЕЙДАКМАТОВА: Песню надо петь ту, которую твоя душа поёт.

    ЖАМАЛ СЕЙДАКМАТОВА – ЗНАКОВАЯ КЫРГЫЗСКАЯ АКТРИСА, ИЗВЕСТНАЯ РОЛЯМИ В КИНО И ТЕАТРЕ. ЕЁ МОЛОДОСТЬ ПРИШЛАСЬ НА РАСЦВЕТ «КЫРГИЗФИЛЬМА» И КИРГИЗСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ. В 1990-М ГОДУ ОНА СОЗДАЛА СОБСТВЕННЫЙ ТЕАТР «ТУНГУЧ» («ПЕРВЕНЕЦ»), КОТОРЫМ РУКОВОДИТ ДО СИХ ПОР. ВСТРЕЧА ПРОШЛА В НАЧАЛЕ АВГУСТА, ТЕАТР ГОТОВИЛСЯ К ГАСТРОЛЯМ В КИТАЕ. ЖАМАЛ ЭЖЕ СПЕШИЛА НА ОЗВУЧАНИЕ СВОЕГО ФИЛЬМА. «У МЕНЯ СТОЛЬКО ДЕЛ, — ПРИЗНАЛАСЬ ОНА, — ЧТО Я БОЮСЬ УМЕРЕТЬ ПО ДОРОГЕ».

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.

Что ещё обсуждают:

Top