travel
КИНО О КИНО

КИНО О КИНО

464
0

Султан Усувалиев

автор публикации
Кинематографисты всегда, даже занимаясь только коммерческими проектами, помнят о том, что кроме конкретных фильмов есть кино высшей пробы, кино как искусство. История кинематографа знает целое направление – кино о кино, когда режиссеры размышляют о его природе, сущности, технике. FEMME решил опубликовать список великих фильмов о киноискусстве, дабы почтить их память и приобщить к ним любителей кино.

Кино как жестокая иллюзия

БУЛЬВАР САНСЕТ (Билли Уайлдер, США, 1950)


Бульвар Сансет (букв. «Закатный Бульвар») – это улица в Лос-Анджелесе. Именно на нее попадает сценарист Джо Гиллис, парень без работы и с кучей долгов. Его приглашает к себе Норма Десмонд – когда-то звезда немого кино, а теперь всеми забытая постаревшая актриса. Норме кажется, что теперь, когда он напишет для нее сценарий, она вернется в большое кино. Это визуально отточенная картина великого Билли Уайлдера (вы, безусловно, видели его «В джазе только девушки») говорит нам о многом: о Голливуде, о кинематографической среде, о судьбе людей, отдавших жизнь кино. Одна из самых горьких сцен: к Норме приходят гости, когда-то известные и почитаемые, словно призраки они молча играют в карты (а как же иначе? Ведь они блистали в немом кино). Ожидания Нормы Десмонд, ее неистовое желание вернуться и встать под перекрест прожекторов, доводит ее до отчаяния. А зрители понимают, что происходит с людьми, навсегда плененными кино. 

Кино как фантазия

8 ½ (Федерико Феллини, Италия, 1963)

Режиссер Гвидо Ансельми, которого играет Марчелло Мастроянни, переживает творческий кризис. Все подгоняют его начать съемки, продюсер каждый день опекает – только бы начал снимать. Готовятся декорации, проводится кастинг, ведутся переговоры – все готово для съемок нового фильма, но Гвидо не готов. Он проводит все время в сомнении, тревоге, воспоминаниях. Фантазии поднимают его к небу, но чертова веревка держит на земле. «Восемь с половиной» Феллини стала одной из лучших фантазий в его творчестве (вместе со «Сладкой жизнью») и о кино вообще. Это, пожалуй, один из самых почитаемых шедевров в мире, повлиявший на целые поколения режиссеров. Кстати, когда на III Московском кинофестивале в 1963-м году встал вопрос о главном призе, председатель жюри Григорий Чухрай, несмотря на всякие угрозы начальства (например, лишить его партбилета), отдал Большой приз Феллини. Оскары были потом.

Кино как страсть

ЗЛЫЕ И КРАСИВЫЕ (Винсент Минелли, США, 1952)

Знаменитые актриса, сценарист и режиссер встречаются по деловому поводу. На предложение вновь поработать с продюсером Джонатаном Шилдсом, они дают категорический отказ. «Ни в коем случае!» - твердит каждый из них. Конечно, Джонатан дал им все, когда-то вывел в люди, впустил в мир кино. Но каждый из них вспоминает и предательство Джонатана, для которого амбиции и тщеславие были важнее любых принципов. Этого гениального продюсера играет «злой и красивый» Кирк Дуглас. Картина Винсенте Минелли не только о «жестоком мире кино», но безумных траекториях творческих людей, вместе совершающих акт творчества, переступающих друг через друга, авантюрных, алчных и все же чертовски обаятельных – Минелли показывает это с блеском, без нотки дидактического, с тем же рвением, что и его герои.

Кино как суета

АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ (Франсуа Трюффо, Франция, Италия, 1973)

Известный французский режиссер Новой волны Франсуа Трюффо снял фильм о том, как известный режиссер Ферран снимает фильм. В роли Феррана выступил сам Трюффо, как и другие роли сыграли работающие с ним актеры – в первую очередь Жан-Пьер Лео и Жаклин Биссет. Интеллигентный режиссер терпеливо снимает кино, ночью работая над сценарием, а днем пытаясь привести в чувство съемочную группу. Однако группе все равно – она занята своим: сексом, ревностью, раздражением, алкоголем. Трюффо рассказывает увлекательно сразу 2 истории: мы видим сцены снимаемого фильма, и наблюдаем жизнь съемочной группы. Надо признать, что режиссер Ферран, сыгранный Трюффо, на фоне коллег по безумию смотрится слишком мило, что позволило другому французскому «нововолновцу» Жан-Люку Годару возразить: «Почему, спрашивается, режиссёр – единственный, кто ни с кем не трахается в этом фильме?»

Кино как симфония

ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ (Дзига Вертов, СССР, 1929)

Одна из самых известных в мире картин принадлежит советскому режиссеру Дзиге Вертову. Вертов снял бессюжетный фильм об одном дне из жизни большого города. Все подчиняется единому ритму – «Человек» начинает свое путешествие ранним утром и движется во времени. Просыпаются люди, растворяются окна, трамваи выходят из депо и скользят по рельсам. Город пробуждается ото сна – начинается его жизнь. Вертов хотел сделать фильм без сценария, без традиционного психологизма. Он говорил о своем фильме как о «киносимфонии», которая «могла бы быть написана нотами, как пишутся музыкальные произведения». Фильм поэтичен и весь пронизан идеей кино. Конечно, когда он вышел, знатоки и профессионалы (я не думаю, что рядовой советский зритель «читал» фильм) поделились на два противоборствующих лагеря. Но время решило в пользу Вертова. Благодаря его эксперименту, «Человек с киноаппаратом» вошел в историю мирового кино, а сам парень, который весь фильм ходит с камерой и запечатлевает жизнь города, стал символом всех кинематографистов. 
Кино 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
НА РОЛЬ НОРМЫ ДЕСМОНД ПРИГЛАШАЛИСЬ НАСТОЯЩИЕ КУМИРЫ ЭКРАНА ПЕРИОДА НЕМОГО КИНО: МЭЙ УЭСТ, ПОЛА НЕГРИ, ГРЕТА ГАРБО, МЭРИ ПИКФОРД. ПОСЛЕ ИХ ОТКАЗА РОЛЬ ДОСТАЛАСЬ ГЛОРИИ СВОНСОН.










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕЛЛИНИ ПОСТОЯННО ДАВАЛ САМОМУ СЕБЕ ПИСЬМЕННОЕ НАПОМИНАНИЕ — «ОПОМНИСЬ, ЭТО КОМЕДИЯ».











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСОНАЖ ЛАНЫ ТЕРНЕР ЛЕГКО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ С ДИАНОЙ БЭРРИМОР, А ДИКА ПАУЭЛЛА (1904-1963) — С ПИСАТЕЛЕМ ФРЭНСИСОМ СКОТТОМ ФИЦДЖЕРАЛЬДОМ, ЧЕЙ РОМАН С ГОЛЛИВУДОМ ЗАКОНЧИЛСЯ ГОРЬКО.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 14 ЛЕТ ТРЮФФО БРОСИЛ ШКОЛУ И ПОШЕЛ РАБОТАТЬ, А ЧЕРЕЗ ГОД, В 1947 ГОДУ, ОРГАНИЗОВАЛ КЛУБ КИНОЛЮБИТЕЛЕЙ.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В РУКАХ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ФИЛЬМЕ СНЯТ ПОПУЛЯРНЫЙ В ТЕ ГОДЫ КИНОСЪЁМОЧНЫЙ АППАРАТ «ДЕБРИ».











 

Читайте также:

  • ХАЯО МИЯДЗАКИ: СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
    1942
    0

    ХАЯО МИЯДЗАКИ: СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

    Сложно назвать более известного режиссера аниме. Имя Хаяо Миядзаки популярно не только в Японии, но и во всем мире: его фильмы выпускаются на DVD и Blu-ray, публикуются книги о нем и альбомы его рисунков; проходят ретроспективы, его приглашают на фестивали, в сети большое количество фан-клубов. Миядзаки давно стал классиком, но и теперь уверяет (будучи очень скромным человеком), что ни один из его фильмов ему не нравится. Но зрители и критики думают иначе: первые коллекционируют диски, вторые вносят в списки великих произведений киноискусства.

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.

Что ещё обсуждают:

Top