ХАЯО МИЯДЗАКИ: СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

ХАЯО МИЯДЗАКИ: СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

1454
0

Султан Усувалиев

автор публикации
Сложно назвать более известного режиссера аниме. Имя Хаяо Миядзаки популярно не только в Японии, но и во всем мире: его фильмы выпускаются на DVD и Blu-ray, публикуются книги о нем и альбомы его рисунков; проходят ретроспективы, его приглашают на фестивали, в сети большое количество фан-клубов. Миядзаки давно стал классиком, но и теперь уверяет (будучи очень скромным человеком), что ни один из его фильмов ему не нравится. Но зрители и критики думают иначе: первые коллекционируют диски, вторые вносят в списки великих произведений киноискусства.


Миядзаки известен как сказочник, творец волшебных миров. На многие его фильмы родители водят детей, и к своему удивлению - увлекаются сами. Понимание того, что все с фильмами Миядзаки непросто, приходит не сразу. Это анимация для детей, и в то же время взрослые обнаруживают темы, свойственные зрелому мышлению. Фильмография режиссера чрезвычайно разнообразна. 

Миядзаки появился в 1941-м году в Токио. Детство было кочевое: большой семьей (он был вторым из четырех братьев) они переезжали с места на место: подальше от бомбежек, из-за авиафабрики, директором которой был отец; вскоре заболела туберкулезом мать, и не раз пришлось менять больницу. Поэтому Миядзаки заканчивает классы в разных городах. В школе, как и все дети послевоенной Японии, он мечтает стать мангака – автором комиксов (по-японски манга). Даже в Университете Гакусюин, учась на политолога и экономиста, Миядзаки не  оставляет своего увлечения: время кружков и бурной самокритики. Ему еще предстоит сделать знаменитую мангу «Навсикая из долины Ветров» (1982–1994), на волне успеха которой он сотворит полнометражный фильм. 

В 60-е годы происходит профессиональное становление. Миядзаки находит работу в студии «Тоэй» (Toei Douga), которая сведет его с двумя главными людьми в жизни. В 1965-м году он женится на аниматоре Акеми Ота (у них появится двое детей: Горо и Кейсукэ). В то же время он встретит режиссера Исао Такахату, в котором найдет друга и единомышленника. Вместе они возглавят профсоюз «Тоэй» и будут добиваться социальных льгот для коллег. Вместе они уйдут на студию «A Pro». Вместе поедут в Швецию к Астрид Линдгрен просить прав на экранизацию «Пеппи Длинный чулок» (и им откажут). Вместе в 1985-м году они создадут знаменитую студию «Джибли», так же знаменитую сегодня как «Дисней» или «Пиксар». Миядзаки становится более самостоятельным: если начинал он как фазовщик, то вскоре он предлагает изменения в сценарии, работает над дизайном и разработкой персонажей фильма. В 70-е годы, когда Миядзаки будет работать над ТВ-сериалами: сорежиссирует «Люпен III» и станет режиссером сериала «Конан – мальчик из будущего». Позже они станут его первыми полнометражными работами.

 

ОГОНЬ И ВОДА

Вышедшая в 1984-м «Навсикая из Долины ветров» стала настоящим прорывом. Поклонники манги давно ждали выхода фильма, который был обречен на успех и стал отправной точкой для создания студии «Джибли». В мире «Навсикаи» случилась катастрофа, «семь дней огня», когда созданные людьми титаны (супероружие) сожгли Землю и уничтожили цивилизацию. С тех пор по Земле распространяется ядовитый Лес, а горстки выживших прячутся в крепостях и живут постоянным страхом, что Лес доберется до них. В этом постапокалипсисе кланы людей продолжают бороться друг с другом и надеются победить Лес, отвечающий на любую агрессию атакой насекомых-мутантов. Эту войну должна остановить Навсикая, юная княжна Долины ветров. Проникнутая состраданием к миру, имеющая доброе сердце, она пытается прекратить вечную борьбу человека с природой. «Навсикая» доказала, что японские анимационные фильмы 
(Миядзаки предпочитает говорить «фильм», а не «аниме») по глубине и силе превосходят многие художественные ленты. Впечатляющие образы зараженного мира, замкнутого круга ненависти, человеческого безумия, не вписывались в рамки фильма для детей. Это было кино. И то, что оно было нарисовано, давало ему больше свободы. В этом смысле международное признание Миядзаки, стало признанием аниме как серьезного жанра. 


Дебютом студии «Джибли» стал фильм Миядзаки «Небесный замок Лапута» – то была сказка о небесном замке, созданном гением человека, воплощенным пределом научной мысли. И здесь приключенческая история оборачивалась антиутопией: герои понимали, что Лапута может использоваться как сверхмощное оружие. Люди словно заведенные механизмы, были орудиями страстей, и их благие намерения – создать совершенный механизм – неуклонно вели к гибели. Война Леса с людьми продолжилась в «Принцессе Мононоке», в которой человеческая алчность вновь приводила к необратимым последствиям. Природа переставала быть для человека священной, и превращалась в «мастерскую», тупой материал.

 


Важно, что все миры Миядзаки – альтернативные, фэнтезийные. Все истории происходят не здесь и не с нами, и все хронологические отсылки (модель самолета или черепица дома) имеют эстетическую ценность. Для Миядзаки характерен интерес к европейской истории, архитектуре, и во многих картинах мы наблюдаем причудливое безвременье: средневековую Европу (рыцари, замки, феодальная система), технику XX века (самолеты, танки, супероружие) и волшебный мир – все ингредиенты жанра фэнтези, пустившего  корни в благодатную почву японской мифологии. Миядзаки полагается больше на свое воображение, и в то же время использует универсальный язык – сколько в нем «истинно японского» – вопрос щекотливо-глупый.
До всего вышесказанного США дела не было – «Навсикаю» порезали и, убрав весь экологический подтекст, сделали «детский боевик» «Воины ветра». Навсикая превратилась в принцессу Зандру. Части фильма, которые посчитали «тормозящими  действие», просто выбросили – так была порезана четверть картины. После этого «Джибли» внесла во все договоры пункт о запрете любого перемонтажа фильмов студии. Когда председатель Miramax Харви Вайнштейн предложил сделать «Принцессу Мононоке» привлекательнее за счет редактуры, один из продюсеров «Джибли» прислал господину Вайнштейну самурайский меч с посланием “No cuts!” – «Никаких правок!»


ОАЗИС НЕЖНОСТИ

Боюсь, как бы у вас не сложилось впечатления, что Миядзаки только и делал, что рисовал гибель мира, конечно, нет. Даже в самых мрачных лентах он не позволял себе идти до конца, до безумия (чем знамениты многие аниме). Когда он доходил до такой грани, то всегда останавливался, оберегая психику зрителя. И это я называю гуманизмом. Если «Навсикаю из Долины ветров» и «Принцессу Мононоке» детям смотреть нельзя, то другие фильмы даже назвали «семейными». Действительно, и стар и млад, может смотреть их, не опасаясь травмы (для Миядзаки это важно). Для зрителей по всему миру его фильмы стали символом безопасности: на сеанс можно идти всей семьей. 


Пожалуй, лучшим фильмом для семейного просмотра стал «Мой сосед Тоторо». Здесь Миядзаки решил не создавать альтернативных миров, а написал во многом автобиографическую повесть о детстве. Отец и две дочери, Мэй и Сацуки, переезжают в деревню из-за болезни матери. Постепенно дети устанавливают связь с природой, наблюдают за ней. Так они знакомятся с Тоторо, хранителем Леса, огромным мохнатым троллем, напоминающим одновременно кошку, сову, и тануки – японскую енотовидную собаку. Вместе с Тоторо на верхушке дерева девочки играют на флейтах. Тоторо дарит им семена, и девочки впервые сажают их. Так завязывается дружба.
Трогательные, удивительно нежные картины, они все рассказывают в сущности одно и то же: каким образом ребенок приходит в мир и впервые познает дружбу. Здесь нет противоречий, травм, только одна любовь, исцеляющая свидетелей. 


ЖЕСТ МИРА

Герои Миядзаки – дети или подростки. Только они открыты миру, обладая живой нерастраченной душой. Они устанавливают мистическую связь с природой, приобщаясь к ее таинствам. Наблюдать. Они должны видеть процесс. Дети льнут к дереву, обнимают его. Они так открыты миру. Поэтому самый важный жест совершается в «Навсикае», когда Навсикая останавливает войну – безоружная, она идет с раскрытыми объятиями. Объятия навстречу миру. Пока мир в огне, надежда лежит каждый раз на новом поколении. Миру нужен бескорыстный жест. Навсикая отсылает к Христу, взявшего на себя грехи человека. Пока есть чудо, мир будет длиться. Но уже через столетие на Земле не останется ни одного свидетеля чуда, и история начнет повторяться. Так зачем снимать кино?

Причина: создавать образы. Следствие: напоминать миру о мире. Если цивилизация угасает, значит, она пала нравственно. На этом изломе, когда старый мир погружается в небытие, а новый брезжит на горизонте, появляется дитя и утверждается милосердие. Если дети черпают силу в природе, то техногенный мир стремится к изоляции – в том числе детей – для Миядзаки это недопустимо.

Если мир «догорает», дети дают надежду. По ним проходит черта, отделяющая их от взрослых, которые выступают представителями интересов групп и классов. Дети же свободны: им принадлежит вся планета. Они бескорыстны. И когда Боги, покинувшие род людской, свидетельствуют это бескорыстие, они дают миру еще одну жизнь. На сгоревших полях среди скелетов людей и титанов к солнцу вьется тонкий стебелек. 
 

ЭТО АНИМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ВЗРОСЛЫЕ ОБНАРУЖИВАЮТ ТЕМЫ, СВОЙСТВЕННЫЕ ЗРЕЛОМУ МЫШЛЕНИЮ. 









 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ШКОЛЕ, КАК И ВСЕ ДЕТИ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ, ОН МЕЧТАЕТ СТАТЬ МАНГАКА – АВТОРОМ КОМИКСОВ











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ОБРАЗЫ ЗАРАЖЕННОГО МИРА, ЗАМКНУТОГО КРУГА НЕНАВИСТИ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕЗУМИЯ, НЕ ВПИСЫВАЛИСЬ В РАМКИ ФИЛЬМА ДЛЯ ДЕТЕЙ. ЭТО БЫЛО КИНО. И ТО, ЧТО ОНО БЫЛО НАРИСОВАНО, ДАВАЛО ЕМУ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ. В ЭТОМ СМЫСЛЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ МИЯДЗАКИ, СТАЛО ПРИЗНАНИЕМ АНИМЕ КАК СЕРЬЕЗНОГО ЖАНРА.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА» – ТО БЫЛА СКАЗКА О НЕБЕСНОМ ЗАМКЕ, СОЗДАННОМ ГЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, ВОПЛОЩЕННЫМ ПРЕДЕЛОМ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. И ЗДЕСЬ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ОБОРАЧИВАЛАСЬ АНТИУТОПИЕЙ: ГЕРОИ ПОНИМАЛИ, ЧТО ЛАПУТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК СВЕРХМОЩНОЕ ОРУЖИЕ. 











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ MIRAMAX ХАРВИ ВАЙНШТЕЙН ПРЕДЛОЖИЛ СДЕЛАТЬ «ПРИНЦЕССУ МОНОНОКЕ» ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ ЗА СЧЕТ РЕДАКТУРЫ, ОДИН ИЗ ПРОДЮСЕРОВ «ДЖИБЛИ» ПРИСЛАЛ ГОСПОДИНУ ВАЙНШТЕЙНУ САМУРАЙСКИЙ МЕЧ С ПОСЛАНИЕМ “NO CUTS!” – «НИКАКИХ ПРАВОК!»











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШИМ ФИЛЬМОМ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ПРОСМОТРА СТАЛ «МОЙ СОСЕД ТОТОРО». ЗДЕСЬ МИЯДЗАКИ РЕШИЛ НЕ СОЗДАВАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МИРОВ, А НАПИСАЛ ВО МНОГОМ АВТОБИОГРАФИЧЕСКУЮ ПОВЕСТЬ О ДЕТСТВЕ. 












Читайте также:

  • Hello Kiko!
    2275
    0

    Hello Kiko!

    Кто такая Кико Мидзухара? В чем феномен ее популярности?

  • ЦЕЛИТЕЛЬ  УИЛЬЯМС
    393
    0

    ЦЕЛИТЕЛЬ УИЛЬЯМС

    Родился в 1951 году в Чикаго. Были проблемы с алкоголем, наркотиками. После смерти друга Джона Белуши от передозировки, завязал. В 2006 году лечился снова. Дв а брака, три ребенка. Любил компьютерные игры. Выступал против войны в Ираке. Обожал велосипедную езду. Был фанатом сериала «Startrek». Умер 11 августа 2014 года.

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.

Что ещё обсуждают:

Top