ЦЕЛИТЕЛЬ  УИЛЬЯМС

ЦЕЛИТЕЛЬ УИЛЬЯМС

389
0

Султан Усувалиев

автор публикации
Родился в 1951 году в Чикаго. Были проблемы с алкоголем, наркотиками. После смерти друга Джона Белуши от передозировки, завязал. В 2006 году лечился снова. Дв а брака, три ребенка. Любил компьютерные игры. Выступал против войны в Ираке. Обожал велосипедную езду. Был фанатом сериала «Startrek». Умер 11 августа 2014 года.

Человек шел из обеспеченного детства к назначенной профессии. Когда человека отчислили из колледжа, где он изучал политологию, отец «благословил» его на карьеру сварщика. Однако ему удалось проложить свой путь – сначала в клубах, затем на телевидении, и только после – в кинематографе. Говорят, что Робин Уильямс начал разговаривать сам с собой от одиночества. Якобы в детстве с ним мало кто играл. И, якобы из-за этого у него появилась привычка играть голосами и играть вообще. Но отвлечемся от лирики. Начав работу на телевидении в 1974 году, Уильямс прославился ролью инопланетянина в сериале «Морк и Минди» (1978-82). В 1980 он получил первую (и главную) роль в полнометражном фильме «Попай» Роберта Олтмана, где сыграл известного мультгероя моряка Попая. Двухчасовой музыкальный слэпстик с бесконечными трюками и шутками героев не снискал признания зрителей. После того, как закончился сериал, Уильямс продолжал смежную работу – на ТВ и в кино – пока не грянул 1987 год – картина Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!». Эта картина чрезвычайно удобна для того, чтобы с нее и начать писать портрет Уильямса. Уже в ней проявились основные черты его актерской игры и те черты, которые ищут в нем режиссеры. Уильямс сыграл известного диктора Эдриана Кранауэра, направленного во Вьетнам веселить солдат. Эдриан сталкивается с жесткой цензурой на радио, влюбляется в местную девушку, дружит с ее братом и – через них видит то, что творится во Вьетнаме на самом деле. На этой почве и в силу своего характера, он бунтует в эфире, и конечно, его оружием становится юмор – хлесткий, оригинальный, безумный.

За роль в «Доброе утро, Вьетнам!» Робин Уильямс получил «Золотой глобус» и был номинирован на «Оскар» за лучшее исполнение мужской роли. Уже здесь герой Уильямса – неординарная личность, прямо противопоставленная отрицательным персонажам картины. У личности этой есть дар, которым окружающие не обладают. Окружающие могут лишь помочь ему найти применение, или препятствовать этому. Но хуже всего то, что препятствующие на удивление серьезны, и юмор героя добавляет их виду еще больше желчи. Обратим внимание на лицо Робина Уильямса. В чрезвычайной степени подвижное, оно играет целиком. Наиболее активная зона – область рта. Видно, что актер особое место отводит работе над речью. Это утверждение легко доказывается наличием большого количества озвученных ролей (Джинн из «Алладина», Фендер из «Роботов», Dr. Know из «Искусственного интеллекта» и др.). Несомненно, его игра голосом достойна целого исследования.


В кино это обнаруживается в том, как легко герои Уильямса обращаются с собственным голосом: меняют тональность, высоту. Кроме того, они меняют темп, ритм речи, коверкают слова, подражают, поддразнивают, говорят с шотландским акцентом и многое другое. С речью неразделима и мимика, также развитая у актера (чего стоят брови, достойные отдельного описания в работе над фильмом «Куда приводят мечты»; про ярко выраженный подбородок можно сложить отдельную песнь). Актер относится к небольшой группе коллег, которые в совершенстве (!) владеют мускулами лица. Полагаю, Робин Уильямс мог бы быть одним из лучших учеников Мейерхольда. Шутки актера – отдельный разговор. Еще в сериале «Морк и Минди» продюсеры перестали бороться с бесконтрольными импровизациями актера. Они просто сказали сценаристам оставлять пустоты в сценарии. После очередной реплики персонажа шла надпись: «Mork can go off here» («Морк может начинать
отсюда»). И Уильямс «гулял». Такая практика распространилась и на другие работы. И это ни в коем случае не каприз. Импровизация – неотъемлемая часть его актерской игры.

Личность героев Уильямса не замыкается на себе и не бравирует собственной самобытностью, но предполагает следование собственной природе. Что бы ни случилось, герой повинуется своим идеалам, а это значит, что он непременно нарушит устоявшийся порядок. Начинает он не нарочно, но когда понимает, с чем столкнулся, бьется до конца. Персонажи-оппоненты пытаются его усмирить, вот характерные реплики: «Наша методика – результат многовекового опыта» («Целитель Уильямс»), «Традиции, Джон» («Общество мертвых поэтов»), «Ты на войне, ты во Вьетнаме!» («Доброе утро, Вьетнам!»). Но разве можно усмирить рвущуюся на свет природу? К тому же напор идет комическими приемами.


Если говорить о чертах, которые в актере хотят видеть зрители, то их можно проследить по тем ролям, которые он сыграл. Если быть лаконично точным, то можно назвать три главные типа его героев: Для безумца характерны алогичные поступки, мгновенные перепады настроения, одержимость идеей. Не поймите меня буквально, речь идет скорее о чудачестве. Уильямс начинал как комик – в нашем типе мы назовем это клоуном – самые знаменитые фильмы с участием актера – комедии. «Миссис Даутфайр», «Птичья клетка», «Флаббер», «День отца», «Убить Смучи» – всего лишь несколько картин из огромного списка комедийных ролей. Клоун не думает о последствиях и видит смысл своей жизни в вечном веселье и карнавале. Но иногда эта одержимость может довести до подлинной болезни, как это случилось с героями Уильямса в «Короле-рыбаке» и «Фото за час». Если в первом случае герой Пэрри травмирован потерей жены и на этой почве сходит с ума, то во втором перед нами Сеймур Пэрриш, рабочий фотолаборатории, привязавшийся к семье Йоркин и преследующий ее. Безумец аморален – в этом все дело.

Выше прозвучало слово «идеал». Оно не случайно. Герои Уильямса – идеалисты и романтики. Зрители помнят мальчика Джека с быстро развивающимся телом, но с сознанием ребенка – аналог «Загадочной истории Бенджамина Баттона» («Джек»); отважного Алана Пэрриша в «Джуманджи», попавшего в настольную игру. 

Апофеозом образа романтического героя стала роль в фильме «Куда приводят мечты», где Уильямс полностью раскрылся как драматический актер. Авторы сконцентрировались на внутреннем мире персонажей, переживших утрату близких. Уильямс передал гамму переживаний мужа отца, прошедшего через огонь и воду в психоделическом мире картины. Завороженные зрители, не дыша, наблюдали за их дуэтом с Аннабеллой Шиёррой. Но, самое важное, что Уильямс создал в кино, это образ героя-целителя. Целитель буквально: психоаналитик в ленте «Умница Уилл Хантинг», доктор в «Пробуждении» и «Целителе Адамсе». В последней картине доктор Адамс лечит детей смехом – этот образ стал удачным не только для конкретного фильма, но и для всей кинокарьеры Робина Уильямса. Ему всегда были свойственны не только циничные шутки, безудержная страсть гоготать и дразнить, но и мягкость, ирония, теплота. И эти качества оказались востребованными мировым зрителем: юмор Уильямса дает всегда что-то большее. Он не имеет короткой жизни (сколько живет удачная шутка?), но идет глубже, как всякая искренность. В этом смысле вручение актеру «Оскара» за роль в «Умнице Уилле Хантинге» абсолютно понятно. Все это позволяет высказать гипотезу, что Робин Уильямс воспроизводит в кино тип homo amans – человека любящего. Какую бы картину я не назвал, всюду помыслы и жесты героя идут от сердца. Я специально не называл выдающейся картины «Общество мертвых поэтов», в которой Уильямс играет учителя английской литературы. Своей заботой и чуткостью он открывает ребятам мир романтический, полный поэзии и любви. Homo amans объединяет всех его героев, они любят до безумия, они романтичны, они исцеляют нас смехом – везде любовь и улыбка.

 


… Не думаю, что вы посмотрите все названные ленты. Среди малознакомых нашему зрителю фильмов есть, скажем, «Москва на Гудзоне», «Приключения Барона Мюнхгаузена», «Гамлет» и другие. Но узнать другого мистера Уильямса, во всем великолепии его игры, можно по другим картинам, на мой взгляд, лучшим в его карьере: смотрите «Общество мертвых поэтов», «Пробуждение», «Куда приводят мечты». И для того, чтобы у вас не сложилось впечатления, будто он сахарный пай-мальчик, советую концерт 2009 года «Робин Уильямс: Оружие самоуничтожения». Рисуя портрет, выявляешь общее. Однако в жизни общее и частное – одно, и нельзя не упомянуть другие

 

 
 
 
 
 
 
 
ГОВОРЯТ, ЧТО РОБИН УИЛЬЯМС НАЧАЛ РАЗГОВАРИВАТЬ САМ С СОБОЙ ОТ ОДИНОЧЕСТВА.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТО УИЛЬЯМС СОЗДАЛ В КИНО, ЭТО ОБРАЗ ГЕРОЯ-ЦЕЛИТЕЛЯ.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В КИНО ЭТО ОБНАРУЖИВАЕТСЯ В ТОМ, КАК ЛЕГКО ГЕРОИ УИЛЬЯМСА ОБРАЩАЮТСЯ С СОБСТВЕННЫМ ГОЛОСОМ: МЕНЯЮТ ТОНАЛЬНОСТЬ, ВЫСОТУ. КРОМЕ ТОГО, ОНИ МЕНЯЮТ ТЕМП, РИТМ РЕЧИ, КОВЕРКАЮТ СЛОВА, ПОДРАЖАЮТ, ПОДДРАЗНИВАЮТ, ГОВОРЯТ С ШОТЛАНДСКИМ АКЦЕНТОМ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. С РЕЧЬЮ НЕРАЗДЕЛИМА И МИМИКА, ТАКЖЕ РАЗВИТАЯ У АКТЕРА (ЧЕГО СТОЯТ БРОВИ, ДОСТОЙНЫЕ ОТДЕЛЬНОГО ОПИСАНИЯ В РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ «КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ»; ПРО ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЙ ПОДБОРОДОК МОЖНО СЛОЖИТЬ ОТДЕЛЬНУЮ ПЕСНЬ). 












 

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ УИЛЬЯМСА НЕ ЗАМЫКАЕТСЯ НА СЕБЕ И НЕ БРАВИРУЕТ СОБСТВЕННОЙ САМОБЫТНОСТЬЮ, НО ПРЕДПОЛАГАЕТ СЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ. 











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УИЛЬЯМС НАЧИНАЛ КАК КОМИК – В НАШЕМ ТИПЕ МЫ НАЗОВЕМ ЭТО КЛОУНОМ – САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ФИЛЬМЫ С УЧАСТИЕМ АКТЕРА – КОМЕДИИ. «МИССИС ДАУТФАЙР», «ПТИЧЬЯ КЛЕТКА», «ФЛАББЕР», «ДЕНЬ ОТЦА», «УБИТЬ СМУЧИ» – ВСЕГО ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО КАРТИН ИЗ ОГРОМНОГО СПИСКА КОМЕДИЙНЫХ РОЛЕЙ.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РОБИН УИЛЬЯМС ВОСПРОИЗВОДИТ В КИНО ТИП HOMO AMANS – ЧЕЛОВЕКА ЛЮБЯЩЕГО.











 

Читайте также:

  • ВАЛЕРИЯ ГАЙ ГЕРМАНИКА
    768
    0

    ВАЛЕРИЯ ГАЙ ГЕРМАНИКА

    Для чего люди ходят в кино? Конечно, ответ напрашивается сам с собой – посмотреть на огромном экране как суперкары, обгоняя друг друга, несутся на огромной скорости, сшибая все на своем пути. Или как огромные роботы уничтожают друг друга, заодно стирая с лица земли пару-тройку кварталов. Никто не станет спорить, что голливудские блокбастеры привлекают внимание, и люди всегда будут иметь к ним интерес. Но ведь есть и другая сторона кинематографа. В ней свои герои, свои звезды и свои законы. Сегодня мы познакомим вас с одной из “темных лошадок” другого кино.

  • БАЛЬЗАКОВСКАЯ ЖЕНЩИНА VS ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
    2429
    0

    БАЛЬЗАКОВСКАЯ ЖЕНЩИНА VS ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

    Что есть женщина? Непостижимая загадка. Величайшие умы человечества испокон веков пытаются дать ответ на столь философский вопрос.

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.

Что ещё обсуждают:

Top