travel
ИНГА ЛЕВЧЕНКО

ИНГА ЛЕВЧЕНКО

1559
0

Ниссо Мурзаева

автор публикации
Левченко – педагог-балетмейстер гениальной одаренности, старания которой оставили глубочайший след в истории кыргызского хореографического искусства.

Инга Евгеньевна воспитала плеяду талантливых людей, создавших культурную элиту кыргызстана. Это Бюбюсара Бейшеналиева, Чолпонбек Базарбаев, Айсулуу Токомбаева, Мелис Асылбашев, Эрик Латыпов, Акан Нуртазин и другие артисты (общим числом более 350 специалистов). Можно даже сказать, что в кыргызстане не было профессионала с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титанически-новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как левченко.

Инга Евгеньевна Левченко родилась 22 августа 1935 года в городе Омск. Отец, капитан дальнего плавания, погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, защищая Родину от тирании фашизма. Деда, подполковника Советской Армии, по долгу службы направили во Фрунзе, куда приехали дочь и внуки. Одновременно с учебой в общеобразовательной школе Инга Левченко обучалась на отделении хореографии Киргизского музыкально-хореографического училища имени Куренкеева. Сначала у Гульбары Бакировны Данияровой, затем у педагога по классическому танцу Чайвановой. В выпускном классе учителем Инги стала Бюбюсара Бейшеналиева. "Я тогда и не предполагала ,что судьба сведет меня с этой замечательной танцовщицей и великолепной актрисой, что Бюбюсара будет моим педагогом в балетной школе, а через десятилетие после окончания училища и ГИТИСа я буду педагогом-репетитором своей учительницы," – вспоминала Инга Евгеньевна. В 1954 году Левченко заканчивает училище по специальности “артистка балета” и едет танцевать в Бурятский оперный театр. “Романтика привела меня в Бурятию, в город Улан-Удэ.[...] где тайга, леса и снег, где суровая природа формирует особый, жизненный характер людей...". Пребывание в Улан-Удэ явилось важным этапом в формировании Левченко-артистки. Там она занималась у педагога Тыжебровой, ведущие партии готовила с Глезер. В 1958-м желание совершенствовать свое мастерство привело ее в Москву, в ГИТИС, на факультет режиссуры хореографии, по специальности “педагог-балетмейстер”. Успешно сдав экзамены, начались дни напряженной учебы у великих мастеров русского и советского балета: Семеновой, Тарасова, Ткаченко, Васильевой-Рожденственской, Эльяша, Лапаури. 

"[...] Для меня всегда на первом плане была учеба в ГИТИСе. Ведь и получаемая мною престижная стипендия имени Грибоедова, во многом обязывала к этому," – признавалась Инга Евгеньевна. Осенью 1961-го по приглашению Горьковского театра оперы и балета имени Пушкина и направлению ГИТИСа приехала в Горький. Вскоре при участии Инги Левченко состоялась постановка балета "Большой вальс" Штрауса. “1960 год стал особенно значительным в моей личной жизни. В библиотеке я познакомилась с Уразгильдеевым Робертом Хасановичем.[...] Ведущий солист балета Пермского государственного академического театра оперы и балета имени Чайковского, Роберт Хасанович был очень красив, высокого роста, образован. Самое главное – он был красив...".

В 28 Инга Евгеньевна защищала дипломную работу в Пермском государственном хореографическом училище. Тогда и произошла встреча молодых специалистов с директором Киргизского государственного академического театра оперы и балета, народной артисткой СССР Сайрой Кийизбаевой, которая предложила им работу в руководимом ею коллективе.

С августа 1964-го Инга Евгеньевна – педагог-балетмейстер в Киргизском государственном академическом театре оперы и балета имени Малдыбаева. Работа педагога-репетитора принесла плоды в виде премьер – жемчужин сокровищницы мирового классического балета, таких как: "Шопениана" Шопена, "Барышня и хулиган" Шостаковича, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского, "Дон-Кихот" Минкуса, "Асель" Власова, "Дон-Жуан" Фейгина, "Спартак" Хачатуряна. В 1972-м Москва направила Роберта Хасановича и Ингу Евгеньевну для работы на долгие пять лет сначала в Египет, где Роберт Хасанович возглавлял Каирскую балетную труппу, а Инга Евгеньевна была педагогом-балетмейстером. Им пришлось пережить немало трудностей. Инга Евгеньевна была вынуждена увезти 9-летнюю дочь Наташу во Фрунзе из-за начавшейся войны 1973 года между Израилем и Египтом. А после войны уже в январе 1974-го Роберт Хасанович и Инга Евгеньевна провели Фестиваль балета, посвященный 15-летию создания школы классического балета в Египте советскими специалистами. Были показаны "Жизель" Адана, "Дон-Кихот" Минкуса, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева. В 1974м Ингу Евгеньевну и Роберта Хасановича направили в Иран для работы. Левченко педагогом-балетмейстером в Тегеранский театр Рудаки-Холл и Иранскую балетную академию. В круг ее обязанностей входила и работа в Советском клубе при посольстве СССР в Тегеране. Вскоре Левченко поступило предложение о работе в качестве хореографа в школе для детей высшего придворного круга Его Величества шаха Ирана, который был очень внимателен к педагогам, интересуясь процессом обучения. На занятиях присутствовала сама первая леди и ее первая придворная дама Хос Рушаки. На сцене театра Рудаки-Холл состоялись премьеры балетов: Адана "Жизель", Шопена "Сильфиды", Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". По истечении пяти лет Роберт Хасанович и Инга Евгеньевна вернулись в Киргизию, продолжив работу в Киргизском национальном академическом театре оперы и балета. Левченко параллельно вела педагогическую деятельность во Фрунзенском музыкально-хореографическом училище имени Куренкеева, а затем и в Бишкекском государственном хореографическом училище имени Базарбаева. В КГИИ имени Бейшеналиевой Левченко преподавала предметы "Танец", "Основы сценического движения” у вокалистов. С 2005 года она – профессор хореографии. В 1987-м ей было присвоено почетное звание заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Она награждена медалями зарубежных стран и медалью "Данк". Указом президента Кыргызской Республики от 23.10.2008 года за большой вклад в развитие театрального искусства республики ей присвоено почетное звание "Народный артист Кыргызской Республики". Инга Левченко скончалась 13.07.2009 года. Через полгода после ее кончины состоялся ее "Вечер памяти". В середине февраля 2010 года Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Госагентство культуры при правительстве Кыргызстана и национальный центр детей и юношества "Сейтек" провели в течение пяти дней семинар-мастер-класс по хореографии "У танца есть душа", посвященный ее памяти, – Учителя, положившего всю свою жизнь служению искусству.

Я ТОГДА И НЕ ПРЕДПОЛАГАЛА ,ЧТО СУДЬБА СВЕДЕТ МЕНЯ С ЭТОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ТАНЦОВЩИЦЕЙ И ВЕЛИКОЛЕПНОЙ АКТРИСОЙ, ЧТО БЮБЮСАРА БУДЕТ МОИМ ПЕДАГОГОМ В БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ, А ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УЧИЛИЩА И ГИТИСА Я БУДУ ПЕДАГОГОМ-РЕПЕТИТОРОМ СВОЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕВЧЕНКО ПОСТУПИЛО ПРЕДЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ В КАЧЕСТВЕ ХОРЕОГРАФА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВЫСШЕГО ПРИДВОРНОГО КРУГА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ШАХА ИРАНА.











 

Читайте также:

Комментарии:

Авторизоваться чтобы можно было оставлять комментарии.

Что ещё обсуждают:

Top